Копии с картин

КОПИЯ Copie

Копией называется имитация или репродукция   произведения  искусства. Различают  несколько  видов  копий: повторение - копия,  равная по размеру оригиналу, написанная и подписанная самим автором; реплика - копия, исполненная в размерах, отличных от оригинала, самим автором или под его наблюдением; собственно копия - исполнена без прямого участия автора или после его смерти (ученические  копии под руководством мастеров были одним из фундаментальных принципов    обучения   художника); уменьшенная  копия  -  исполнена  в размерах, меньших оригинала; а также фотографические или  репродукционные  копии  - если они точны,  их называют факсимиле.

Средневековые художники часто  были связаны с копированием предшествующих моделей.  В  скрипториях  глава мастерской  намечал  главные  линии композиции и  давал  иногда  совсем готовые  модели или шаблоны (в 1350 Жан Кост,  художник  короля  Иоанна Доброго,  отправился  в Париж,  где надеялся найти образцы).  Копирование одних и тех же мотивов придавало произведениям той эпохи  коллективный характер, который сохранялся вплоть до XV  в.,  когда  художники отошли  от повторения принятых схем и моделей и начали имитировать природу,  которая  отражала,  согласно «Поэтике» Аристотеля и теориям Марсилио Фичино,  божественную мысль  красоту.  Копии  уже  не  считались повторением  <образцов> и использовались как способ обучения художника  и распространения особенных шедевров,  высоко оцененных публикой. В  мастерских XV в.  ученики должны были помогать мастеру  и  подражать его  манере,  чтобы исполненные ими копии его работ мог  подписать  сам мастер.   Таким  образом  некоторые мастерские превращались в настоящие фабрики станковых картин,  удовлетворявших вкусам заказчиков  (распятия,  мадонны  с портретами донаторов;  так,  многочисленные,   почти одинаковые  «Мадонны»  были написаны в мастерской Перуджино). К концу XV в.  преобладающим  стало сознание  собственного художественного мастерства.  <Никто не  должен имитировать манеру другого,  потому что он будет только племянником,  а не сыном природы>, - писал Леонардо да Винчи.  Однако точные копии знаменитых    произведений   искусства по-прежнему высоко  ценились  (так, по  заказу Медичи Андреа дель Сарто исполнил копию портрета Льва Х  работы  Рафаэля,  заказчик  послал ее герцогу Федериго  в  Мантую  вместо оригинала).  Произведения одних художников копировались чаще, чем работы  других (сегодня насчитывается более 60 старых копий «Джоконды»  и более  40 – «Мадонны в скалах»  Леонардо да Винчи).  В XVI и XVII  вв. оригиналы рассматривались,  скорее, как темы,  на которые можно сделать вариации:  подражание и копирование и до сих пор являются методом  обучения художника (академические пенсионеры,  находясь в Италии, должны были  исполнить копию оригинального произведения).  Бароччи «набил  руку»,  копируя  работы Микеланджело, Рафаэля и Корреджо. Эль Греко копировал произведения Корреджо,  Микеланджело и Тициана.  Картины  Клода Лоррена  копировались  столь часто, что сохранилась специальная книга в 200 листов («Liber Veritatis», Лондон,  Британский музей),  состоящая из рисунков и набросков по его картинам.

С XVII в.  к копии обращались крупнейшие мастера того времени,  рассматривая ее как упражнение в стиле, как  дань  уважения другому мастеру или как тренировка памяти. Известны прекрасные  копии  Рубенса с картин Рафаэля («Портрет  Бальтазаре  Кастильоне»,  Лондон,  собрание  графа Сейлерна) и Тициана  (Мадрид,  Прадо), Ватто - с работ Рубенса, а Мане - с произведений Делакруа; прекрасным копиистом был Дега.  В XVIIIв. рынок копий вышел за рамки Европы: копии картин итальянских мастеров находились в собраниях бостонских  («Венера  и  Купидон»  Тициана, принадлежавшая   великому   герцогу Тосканскому) и филадельфийских коллекционеров (копии с картин Корреджо  и Тициана находились в собрании Уильяма Эллена).  В  XIX  в.  Копии применялись   при  репродуцировании средневековых   стенных   росписей, грозящих погибнуть. По заказу Проспера Мериме эти  росписи  были  реконструированы в акварели и переданы на хранение в Нац.  музей  французских  памятников  (около 2 тысяч документов).  С конца XIX в.  Копии утратили свое прежнее значение: они уже не следовали оригиналу с  абсолютной точностью,  но интерпретировали его.  Такие интерпретации картин Милле, созданные Ван Гогом; Делакруа - Ренуаром;  Сезанна -  Грисом; де Хема - Матиссом; Веласкеса, Мане и Делакруа - Пикассо; Веласкеса и Ван Гога - Ф. Бэконом; Энгра  некоторыми художниками  поп-арта  все  это не столько копии,  сколько пластические вариации на темы любимых художников.